Главная » 2022 » Июнь » 10 » Интересные и полезные для общества и государства идеи
23:27
Интересные и полезные для общества и государства идеи

Площадка семинара-совещания в пятницу собрала около 700 участников. Александр ­Лукашенко сравнил это мероприятие с пленумами ЦК партии советского времени. Разумеется, по форме и изначальной идее проведения таких собраний. Здесь особую важность обретает возможность общения для управленцев между собой, обмен опытом, поиск новых решений актуальных задач. И в этом смысле современное мероприятие на голову выше советского прототипа. С трибуны форума звучали очень дельные, интересные и глубокие доклады.

Идеи — в работу

В начале второго дня работы семинара-совещания Глава Администрации ­Президента Игорь Сергеенко доложил Главе государства об итогах обсуждений накануне:

— Была организована практическая работа по шести тематическим направлениям — от работы депутатского корпуса, службы «одного окна» до использования новых медиа и общественных объединений работы с населением. Участники семинара ознакомились с передовым опытом организации работы предприятий Минска и Минской области.

В частности, было организовано посещение и знакомство с работой центра информационных технологий Министерства связи и информатизации, международного центра «Белтелекома», территориальных органов местного самоуправ-ления, ряда администраций Минска, контакт-центра 115, военно-патриотического клуба «Рысь», молодежных волонтерских центров. Состоялось всестороннее обсуждение проблемных вопросов в работе с населением и путей их решения. А кроме того, живой обмен опытом, поиск новых путей и вариантов.

Игорь Сергеенко особо отметил: в мероприятии приняли участие и представители Академии управления при ­Президенте, которые обеспечили теоретическую составляющую работы секций.

— Звучали интересные и полезные для общества и государства идеи, касающиеся создания региональных медиахолдингов, информирования граждан через телеграм-каналы, блоги председателей исполкомов, проведения общественного обсуждения градостроительных планов, повышения цифровой грамотности госслужащих, дальнейшего развития структуры оказания административных процедур и многого другого.

Часть из этого уже реализуется в конкретных регионах, — подчеркнул он. — У присутствующих в зале есть понимание, что впереди большая работа взаимодействия госаппарата с населением.

Пример для подражания

Пожалуй, кто уж действительно давно и существенно повысил уровень работы с людьми — так это Совет Республики. Цифры и факты тому доказательство. За период деятельности VII созыва только шестью членами президиума верхней палаты Парламента во главе с председателем Совета Натальей Кочановой рассмотрено более 8000 обращений. В четыре раза больше, чем в прошлом созыве! Причем используются как хорошо известные формы и методы работы с населением, так и новые подходы. ­Председатель Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Михаил Русый рассказал об этой части работы сената:

— Положительно зарекомендовала себя такая форма работы с населением, как единые дни выездных личных приемов граждан в области. Такие приемы проведены во всех регионах страны с охватом всех районов каждой области. Как показала практика, выездные приемы способствуют активизации работы местных органов власти. Многие вопросы граждан, записавшихся на прием, решались в тот же день — непосредственно в день его приема.
Непосредственное общение с людьми в регионах способствует укреплению доверия к власти и формирует ее положительный имидж. Возможность взглянуть на ситуацию своими глазами зачастую просто необходима для ее успешного разрешения.

Кроме этого, это и практическое обучение специалистов на местах, как работать с населением.

Пока же, увы, приходится констатировать, что в работе с населением на местном уровне есть ряд недостатков, негативно влияющих на восприятие власти в целом. Государственные органы и должностные лица, подчеркивает Михаил Русый, обоснованно уделяют первоочередное внимание социально-экономическим показателям развития региона, предприятиям, тогда как насущные вопросы населения нередко разрешаются по остаточному принципу. Это приводит к формальному отношению даже к своим функциональным обязанностям. Как результат — недовыплаченные пенсии, несвоевременная постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а за этим — человеческие судьбы и жизни. Мало того, люди в попытке добиться помощи идут по инстанциям дальше. Михаил Русый отмечает:

— Часто допускаются технические ошибки землеустроительными службами при установлении границы земельного участка. Как правило, ответственность виновных должностных лиц ограничивается дисциплинарным взысканием, а пострадавшие люди сталкиваются с неразрешимыми порой даже в судебном порядке проблемами. Регулярно местные органы власти ссылаются на то, что им сложно, а порой невозможно эффективно решать задачи в интересах людей из-за недостаточности полномочий. Но это не совсем так. Например, большинства случаев с так называемым самовольным захватом земельного участка и самовольным строительством при действующем законодательстве быть не должно, если бы землеустроительные и природоохранные службы, органы архитектуры и строительного надзора, председатели сельских исполнительных комитетов надлежаще исполняли свои служебные обязанности. Однако еще есть прецеденты, когда проблемы копятся годами, люди ходят по кругу и готовятся пачки материалов для рассмотрения у Главы государства. К сожалению, формализм, ошибки при принятии решений, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей себя не изжили.

Сегодня очень правильно актуализирован вопрос об усилении роли местных Советов депутатов. Особенно сельских. Ведь именно они должны первыми отзываться на проблемы. Армия депутатов почти 18 тысяч человек. Практически все можно решить на местах.

Главное — не оставаться равнодушным, стремиться каждое обращение доводить до логического завершения.

Сенатор подчеркнул: для тех, кто приходит работать на должности, предполагающие работу с населением, ключевым должно стать не удовлетворение личных амбиций и амбиций руководителя, а забота о людях, доброе отношение к ним. Мало того, человек должен попасть на прием к тому руководителю, к которому он хочет, и там его должны выслушать и услышать. В связи с этим Михаил Русый прокомментировал законопроект об обращениях граждан, раскритикованный экспертами:

— Ряд идей противоречил духу этого механизма: вместо того чтобы еще приблизить представителей власти к людям, предлагалось ограничить возможность гражданина попасть на прием, пока не пройдены все нижестоящие инстанции. Это неправильно.

Люди должны видеть решение их вопросов

Жилищно-коммунальное хозяйство, можно сказать, — на острие атаки. Именно эта отрасль работает в прямом контакте с гражданами и именно в ее адрес поступает от людей больше всего обращений и, что греха таить, нареканий. Министр ЖКХ Андрей Хмель этого скрывать не стал, но заметил, что в последнее время ситуация исправляется:

— Принятые решения уже позволили улучшить оперативность и качество оказания услуг, что обеспечило снижение количества обращений граждан за неполные два года на 11 процентов. Уверен, что данная положительная динамика не только сохранится, но и улучшится…

Андрей Хмель обратил внимание на то, что объективной критике зачастую подвергается работа службы 115. В прошлом году она приняла 2,9 миллиона заявок от граждан, их количество ежегодно увеличивается на 10 процентов. Министр сделал важное уточнение:

— Это инструмент для местных органов власти. Именно они являются хозяевами ЖКХ на своей территории в части определения наиболее острых проблем и принятия необходимых управленческих решений.

Алгоритм работы 115 таков: прием заявки, передача ее ответственному исполнителю, исполнение и закрытие. Последние два этапа проблемные. До 20 процентов заявок исполняется с нарушением сроков, 5 процентов заявок закрываются необоснованно. Называя вещи своими именами — без выполнения необходимых работ.

— Именно такие факты создают негативное впечатление у части населения о работе службы 115 в целом, — заключил министр.

Основными причинами он назвал низкую ответственность исполнителей и недостаточный контроль. И это компетенция местных органов власти, которая, к сожалению, не везде реализуется.

Отсюда предложение создать электронный сервис контроля исполнения заявок. Он покажет реальную картину работы должностных лиц на местах.

Андрей Хмель также обратил внимание на недостаток ресурсов для исполнения самых оперативных заявок. Прозвучало предложение создать при местных исполкомах резервные фонды для финансирования решения вопросов ЖКХ. Еще одно предложение касается подключения к системе всех организаций, которые оказывают услуги в жилых домах.

А вот в качестве успешного применения современных технологий министр ЖКХ назвал внедрение автоматизированной информационной системы по начислению оплаты за жилищно-коммунальные услуги. С момента ее внедрения более чем в два раза снизилось количество обращений граждан по вопросам начисления оплаты за ЖКУ. Система, по словам Андрея Хмеля, будет развиваться, и основная здесь задача — внедрение дистанционного съема показаний приборов учета.

Министр заверил:

— Система ЖКХ приложит все усилия для того, чтобы в части внедрения современных методов работы с населением быть в числе лидеров в стране с целью максимальной эффективности решения вопросов граждан.

Развивая тему работы ЖКХ, ­Президент указал, что не хватает именно ответственности и дисциплины:
— Давайте наконец возьмемся за дело. У вас небольшой коллектив, но он может разумные инициативы проявлять для того, чтобы люди не ходили хотя бы повторно, не жаловались: отремонтировали крышу — квартира затекла. Безалаберное отношение. Это зона ответственности райисполкомов. Заставьте, они умеют делать.
Что касается создания «резервных фондов» и увеличения финансирования, то тут Глава государства настоятельно рекомендует заняться вопросами эффективного использования ресурсов:

— Порой не хватает денежных средств для того, чтобы крышу, балкон отремонтировать и так далее. А обычный человек подумает: слушайте, вы эти деньги тратите таким образом, что после вас вам самим или кому-то приходится ходить и ремонтировать эту крышу. Отремонтировали — потекло, и уже квартиру надо ремонтировать. И вы еще просите дополнительно деньги, чтобы так эффективно их использовать.

Что хотите делайте и как хотите управляйте этим процессом, но вы должны продемонстрировать не только мне как Главе государства, но и людям, что эти вопросы решаются.

Ну и внимание к человеческим ресурсам тоже в актуальной повестке:

— Работайте с людьми как следует. Других людей нам не дадут, поэтому действуйте. И заставляйте всех — от сельских Советов до губернаторов — заниматься своим делом. Мы ждем результатов. Потому что вы сегодня лицо не только Правительства, но и всей страны. ЖКХ — вопрос номер один.

Глава государства обратил внимание на то, что общество после 2020 года сильно изменилось. Поэтому надо как следует держать дисциплину. А к чему может привести безалаберность, все помнят:

— На ровном месте могли сломаться в 2020 году. Мы этого не заслуживаем. А сегодня технологии такие, что не только на колени поставят… Поэтому давайте наконец-то возьмемся за дело. И как вы это будете делать, лучше никто не знает в нашей стране.

Исключить хождение по кабинетам

В свое время Беларусь сделала определенный прорыв в работе с обращениями граждан, создав службу «одно окно». В последующем данный опыт получил развитие в других странах постсоветского пространства. На примере ряда районов в Минске участники семинара смогли ознакомиться с лучшей практикой в этом направлении. Звучали и предложения по совершенствованию деятельности службы. О перспективах дальнейшего ее развития на семинаре говорил глава администрации Заводского района Минска Сергей Масляк. По его словам, более десяти лет на местах реализуется заявительный принцип «одного окна». За это время перечень административных процедур, осуществляемых на местном уровне, увеличился на 80 процентов. Сегодня в местных администрациях служба «одно окно» осуществляет прием по 194 вопросам. Сергей Масляк констатировал:

— Исходя из практики нашей работы, наиболее востребованными являются процедуры в сфере труда, соцзащиты и органов ЗАГС. Вместе они составляют более половины всех обращений. Также большое количество заявлений подается по вопросам жилищных правоотношений и образования — 16 и 10 процентов соответственно.

Сергей Масляк подчеркнул, что ежедневная работа службы должна идти от жизни, исключая так называемое хождение по кабинетам:

— Сегодня для этого приняты все решения на всех уровнях. Главная задача местных исполнительных органов — обеспечить реализацию уже принятых решений.

Для совершенствования деятельности службы предлагается ввести в практику осуществления административных процедур принцип экстерриториальности, который позволит гражданам вне зависимости от места регистрации подавать документы по месту нахождения.

Еще одно предложение — кратно увеличить перечень административных процедур, для которых возможно обращение в службу «одно окно», подав заявление в электронном виде. Глава администрации уточнил:

— Это позволит сократить посещение службы гражданами до одного раза для получения итогового документа, а при осуществлении процедур в электронном виде исключить посещение вовсе.

О зрелости гражданского общества

В работе с населением особое значение имеет инициатива, которая поступает от общественных организаций и объединений. Потенциал этих структур особенно активно проявился в период подготовки VI Всебелорусского народного собрания, а также поистине всенародного обсуждения изменений и дополнений в Конституцию. Подробнее о взаимодействии государства и общественных объединений в вопросах работы с населением проинформировал Вадим Гигин, председатель правления республиканского государственного общественного объединения «Белорусское общество «Знание». В организации работы с гражданами общественные объединения играют значительную роль, подчеркнул эксперт:

— С сентября прошлого года, когда по инициативе ­Президента произошло возрождение общества «Знание», это стало частью большого процесса активизации общественной жизни на основании патриотического консенсуса, который стал проявляться после августа 2020 года.

Разъяснение нашим согражданам смысла и сути поправок, вносимых в Конституцию Республики Беларусь, без преувеличения, переросло в крупнейшую политико-просветительскую кампанию в истории суверенной Беларуси, отметил Вадим Гигин:

— Общество «Знание» не стало дожидаться официальной даты выноса поправок и дополнений на всенародное обсуждение. Уже 24 ноября был дан старт акции «В режиме правды». В ходе ее реализации по всей стране прошли сотни встреч, в которых приняли участие тысячи и тысячи белорусов. Что называется, в условиях, «приближенных к боевым», оформился пул экспертов, спикеров — тех ученых, публицистов, общественных деятелей, слову которых верят, кто стал действительно лидерами общественного мнения. Они способны вести дискуссии на самые острые темы, в любой аудитории стали нашим золотым запасом. Радует, что среди них люди разного возраста, в том числе и совсем еще молодые. И очень много экспертов с мест.

«В режиме правды» стала в определенном смысле экспериментальной площадкой, где отрабатывались различные формы донесения информации, рассказал Вадим Гигин. Он также поблагодарил за активную работу блогеров, которые заставили провести конвергенцию, то есть соединить различные методы и практики работы:

— Оказалось, что противопоставление живого общения в аудитории традиционных СМИ, с одной стороны, и новых медиа — искусственное! Все это можно и нужно совмещать. А эффект от такой конвергенции получается многократный.

Председатель общественного объединения также отметил роль партий:

— Однако опыт проведения встреч на местах показал практически полное отсутствие партийной инфраструктуры. За некоторым исключением. Речь о Коммунистической партии и Либерально-демократической. И кое-где Республиканской партии труда и справедливости. Как раз открытые дискуссии способствуют политическому росту их активистов, позволяют совершенствовать те навыки, которые понадобятся при партийном строительстве.

Спикер подчеркнул, что около трети граждан, в том числе молодых, заинтересованы в более активной политической деятельности. И их активность нужно куда-то направить, иначе этим займутся другие.

Вадим Гигин призвал не терять запал, а критически оценить свою работу и выстроить систему, в том числе законодательную. При этом, по его словам, задача руководителя на месте — грамотно обеспечить подбор кадров, понимать значимость работы с людьми. А ее организацию должна взять на себя идеологическая вертикаль и общественные объединения:

— Активность и качество прямой коммуникации с гражданами должны выступать одним из критериев оценки работы местных властей. Это и есть демократия по-белорусски.

Председатель общественного объединения также анонсировал в Год исторической памяти, накануне 17 сентября, возобновление акции «Беларусь адзіная», но уже в новом формате — как просветительский форум:

— Наши государственные деятели, артисты, политики смогли бы поделиться с аудиторией своим мнением о любимых исторических личностях, событиях, — заявил спикер.

Каким быть партийному строительству

После выступления Вадима Гигина слово вновь взял ­Президент. В первую очередь Глава государства прокомментировал замечание спикера о том, что в функционировании партийной системы есть проблемы:

— Правильно здесь было сказано о партийном строительстве. Вы знаете мою осторожность в этом плане. Как человек бывалый, знаю, что такое партия, знаю ошибки партийного строительства и партии. Поэтому очень аккуратно к этому подхожу, и не хотелось бы повторить опыт других стран — вот власть создала партию и народ, естественно, понятно, как к ней относится.

Александр ­Лукашенко поделился своим видением процесса:

— Я хочу, чтобы это движение снизу вызревало. И мы многое для этого сделали. Поэтому в ближайшее время мы предпримем и на уровне Парламента, и на уровне практических действий ряд шагов, очень существенных. И партийному строительству в стране быть.
При этом Глава государства предостерег:

— Но если кто-то из лидеров партии думает, что мы завтра нарежем из этого пирога бюджетного и деньги дадим структуре партии… Ну ребята, забрать у пенсионеров и прочее — денег же лишних нет, вы на это не рассчитывайте.

­Президент призвал не тянуть и приступать к процессам уже сегодня. Он также жестко заявил, что против тех партий, которые поставят своей целью разрушение страны, будут бороться:

— Министр юстиции, генерал не пропустит ни одного шарлатана, который на это будет нацелен. Неважно, какие там партии — с востока, с запада или севера — будут. Мы независимая страна, мы должны действовать в собственных интересах, и только такие партии могут быть. По крайней мере, пока я ­Президент.

Фантазии и реальность

Александр ­Лукашенко отметил важность продолжения практики организации различных встреч, диалоговых площадок, в том числе на уровне Главы государства, так как он глубоко информирован по различным вопросам:

— Надо встречаться. И в график ­Президента, как бы ни было тяжело, надо вот эти встречи (включать. — Прим. ред.). Это сигналы, импульсы и прочее.

Глава государства коснулся острой темы вывоза зерна из Украины, которая не так проста, как кажется на первый взгляд:

— Слышали проблему вывоза зерна. И все говорят: голод и прочее, вот это главное. Не это главное. Народу в мире надоел вот этот против России оголтелый накат. Он обратный эффект уже имеет. Надо пожевать что-то новое — дали зерно (тему зерна. — Прим. ред). Кто виноват? ­Лукашенко с Путиным, оказывается. Слушайте, я обезумел, когда это услышал. Я виноват, что Украина зерно не может вывезти?

Александр ­Лукашенко уверен, что на самом деле американцы, муссируя эту тему, пытаются настроить ряд стран против России и заодно Беларуси:

— Американцы не смогли весь мир организовать и бросить против России и Беларуси. Особенно упорствуют в Латинской Америке, Африке, Азии. Ну, не смогли. Надо что-то такое, чтобы зашло этим людям, и вот они подняли тему голода. А он же до пандемии уже хорошо обрисовался, пандемия усилила. А кто виноват в голоде? Читай — в Африке голод, в Азии и Латинской Америке (это беднейшие страны). Россия виновата, эти два «агрессора» — один и второй (то, как это пытаются преподнести на Западе. — Прим. ред.). Они хотят через этот вселенский голод организовать остальные страны, подтянуть к себе, чтобы бомбить здесь Россию, заодно и нас. Им можно было бы этот фронт расширить, вы знаете, за счет кого, и Ближний Восток прихватить.

Глава государства подчеркнул, что в этом главная причина, а не в голоде, — как подтянуть к коллективному Западу другие страны:

— Египет, один из главных импортеров, то есть ввозит большими объемами. Вот сейчас египетский народ, руководитель Египта тоже ополчится против России. Они голодают, а зерно вон пропадает в Украине.

При этом ­Президент обратил внимание, что в Украине «этого зерна столько нет, сколько они говорят»:

— У нас есть точный анализ и данные по этому зерну. Но мы с Путиным договорились, это было мое предложение: «Чего мы это слушаем и оправдываемся, давай им назовем маршруты». Он недавно в интервью говорил и о белорусском направлении и прочее. Мы жестко договорились — пожалуйста (по вопросу транспортировки зерна. — Прим. ред). Единственное, я ему сказал: «Слушай, Мариуполь освободили, Бердянск освободили, хорошие порты на Азове». И это, я говорю, предложи. И россияне предложили. Уже семь направлений экспорта зерна — вывозите. Прошло больше месяца — никто ничего не везет.

Глава государства еще раз подчеркнул важность организации информационных встреч с его участием:

— Я, наверное, немножко больше информирован в этом плане. И я могу, отвечая на вопросы конкретной аудитории, что-то в этом плане сказать. Как бы ни было сложно, я найду для этого время.

Фундамент в справедливости

В мире, в котором все полыхает, Беларусь осталась одним из немногих государств, где в числе главнейших ценностей остается справедливость. ­Президент сделал на этом особый акцент:

— Мы во многом держимся благодаря справедливости какой-то, которая в нашем обществе еще осталась. Если мы на этом поставим крест, нас сметут.

По словам Александра ­Лукашенко, Беларусь сегодня по-прежнему является объектом давления, в том числе по геополитическим причинам:

— Они (коллективный Запад. — Прим. ред.) до сих пор не ушли от цели выровнять фронт, чтобы он проходил: Смоленск — Псков, Смоленск — Брянск — Курск и туда до Ростова. Им надо выровнять фронт. А мы, тысячу почти километров, балкон этот, его надо срезать. Это их цель — они перед этим не остановятся, зайдут они с Украины Западной или еще откуда-то. Еще, может, за Западную Украину придется воевать, чтобы не оттяпали. Потому что это для нас смерти подобно, не только для украинцев. Страшные процессы происходят вокруг.

Как же выстоять в такой непростой ситуации, когда давление идет со всех сторон? Глава государства предупредил, что нельзя расслабляться, нащупав один вариант:

— Если кто-то думает, что выход один — это партийное строительство и партии, ошибается. Тут другие опасности есть. Поэтому будем идти спокойно, будем вместе собираться, советоваться, как это делать, какой закон о гражданском обществе будет, о партийном строительстве какой. Пока у нас есть возможности (от нас относительно отстали эти безумцы), нам надо закон о гражданском обществе выстроить так, как это нам надо. Как я говорил, столпы наши: молодежь — БРСМ, профсоюзы, партии наши. Вот он будет — закон о гражданском обществе.

Субъекты этого гражданского общества — вот они, по списку будут. А не так, как нам подкидывали и как это выстраивали в постсоветских республиках, а сейчас не знают, как из этого выскочить.

У нас тяжелое время, но есть шанс выскочить красиво из этого и создать свою законодательную базу, заметил ­Президент. Он призвал не затягивать с процессом и принять основные законы в развитие Конституции.

Не у всех будет обратный билет

У беглых не все так сладко, как они рассчитывали. Глава государства обратил внимание на то, что многие уже просятся обратно в страну:

— Кто-то приехал и рассказывает, как им там «хорошо» — у наших соседей и у других. Я вам приведу один пример: все ринулись — и поляки, и неполяки, и этнические, и неэтнические — в Польшу. Последняя тенденция: «да, хорошо, ребята, но там (в Украине. — Прим. ред.) война идет, в Беларуси что-то надо делать (ну, осечка в 2020 году, как они называют, но надо что-то делать), давайте в Украину, там два легиона организовалось».

Вступившие в эти созданные в Украине якобы легионы из белорусских беглых отнюдь не стремятся воевать, обратил внимание ­Президент:

— Организовали два легиона, вооружили — на фронт. Не хотят на фронт. Четыре человека пошло воевать из 150, которых они там собрали. Там же тысячи их, 150 в легионы пошли, четверо только — воевать. Ну, ладно, на посты их поставили. На постах тоже не очень. Хорошо было, когда их собирали в Киеве, в ресторане каком-то. Они там собирались, пили, ели. В ресторане хорошо было — в момент их сбора. А потом — на фронт или на посты. Нет. Украинцы говорят: «Ну ладно, будем вас готовить для будущей вооруженной революции в Беларуси». Ну, пусть попробуют.

­Президент подчеркнул, что в Беларуси знают личности участников подобных формирований:

— Всех пофамильно видим и знаем, и мы их скоро достанем. Просто время для этого надо.

Александр ­Лукашенко не стал называть фамилии тех, кто хочет домой, но намекнул:

— И даже главная за голову берется: «Я на это не подписывалась, пустите меня, я домой хочу!» А не пускают. Раз уже деньги вложили, имя используют, ну кем заменить? Заменить — это все, разрушить. Не пускают. Эти вот идиоты, которые подготовлены в США, они вокруг окружают и как знамя перед собой держат. Ну, слава богу, что такое знамя.

Правда и только правда

Как повысить доверие к власти, во время своего выступления говорил и министр информации Владимир Перцов. Его мнение: региональным СМИ порой не хватает смелости. Они зависят от своего учредителя в лице районной или городской власти и не хотят лишний раз расстраивать его проблемными материалами, чем, увы, пользуются наши оппоненты:

— Те, кто не хочет успевать за требованием времени, просто-напросто выйдут из своей ниши, уступая место другим — более активным, оперативным, но не всегда объективным, а, по сути, деструктивным.

Наш противник делает ставку на регионы, поднимая локальные проблемы, выставляя зачастую пустяковые вопросы как полное бездействие власти. Резонанс обсуждения такого мелкотемья разносится как снежный ком.

И по мере развития цифровых технологий мощность такого оружия только нарастает. Нам нужно это не просто учитывать, а строить работу с соответствующим опережением. А для этого надо знать все, что происходит в регионах. Мониторить все чаты, паблики, соцсети. Первыми внимательно освещать проблемы и в отличие от наших оппонентов рассказывать об их решении.

Есть положительные примеры. В числе тех, кто успешно продвигает информацию в своих медиа, Владимир Перцов называет минскую, гомельскую, гродненскую областные газеты, «Аршанскую газету», «Наш край» из Барановичей, «Хойнiцкiя навiны», «Гомельские ведомости», «Маяк» из Березы. Есть обратные примеры. Шутка ли, но в районках Городка, Мстиславля, Кричева, Краснополья, Костюковичей, Глуска, Быхова и некоторых других не удалось отыскать ни одного критического материала.

Министр задался справедливым вопросом:

— Так ли все хорошо или просто элементарный страх перед руководством района? Без всяких сомнений, нам есть что хорошего показать и о чем хорошем рассказать. Более того, такие материалы — в преимуществе. Но отдавать проблемную повестку на откуп нашим оппонентам мы не имеем права.

Как быть? Решение будет принято по результатам мониторинга:

— До конца августа регионам будут предложены конкретные решения, одно из которых — вхождение слабых редакций в состав более крупной структуры, создание так называемых медиахолдингов на базе более сильного областного или районного издания. Многие исполкомы весьма ревниво относятся к перспективе получить на своей территории пусть и государственное, но не совсем подконтрольное издание. Да и коллектив редакции не в восторге от предстоящего выхода из зоны комфорта. Уверен, альтернативы подобному варианту, особенно в условиях информационной войны (не нами развязанной, но против нас), нет. Журналистика в пределах всей страны, даже в ее самом удаленном уголке, должна быть откровенной, смелой, решительной, оставаясь при этом правдивой.

Позицию Владимира Перцова поддержал и ­Президент. Александр ­Лукашенко отметил, что министр информации знает, какие решения необходимо принять в этом вопросе, и должен это сделать:

— Возьмите и сделайте. Сделайте. Я к вашим услугам. Уже надоело об этом говорить. Все, что вы говорите, мы обсуждали десятки раз. Но не двигается.

Страховка от «троллей»

На том, что в обращениях граждан нет мелочей, в своем выступлении акцентировал внимание председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук. Он отметил:

— Мы исходим из того, что нет мелких проблем и каждый конкретный вопрос требует внимательного подхода и проработки. И понимаем, что совершенствование работы с обращениями надо соотносить с изменениями в самом социуме.

По словам брестского градоначальника, в городе за последние десять лет количество обращений граждан уменьшается, но меняется способ их подачи: заявлений в бумажном виде стало меньше в три раза, а число поданных через интернет выросло в четыре раза:

— При этом суть обращений практически не меняется — людей, как всегда, волнуют основные житейские проблемы. Очевидно, что, говоря о совершенствовании этой деятельности, органы власти должны работать на упреждение возможных жалоб.

Здесь руководитель горисполкома видит следующий выход:

— Власть на местах должна быть информационно открыта и доступна.

Именно поэтому Брестский горисполком в последние пять лет развивает активное присутствие в интернет-пространстве, его группы есть во всех соцсетях. Превентивное информирование горожан, в том числе посредством интернета и соцсетей, позволяет снизить число обращений, особенно на общегородские темы.

Но бывают нестандартные обстоятельства, когда разрешить проблемы граждан довольно сложно, и в этом случае на помощь местным органам власти приходит Директива №2, позволяющая руководителям брать на себя ответственность и решать вопросы исходя из максимального учета интересов людей. Как рассказал Александр Рогачук, за всю его практику принятия подобных решений в пользу граждан контролирующие и надзорные органы ни разу их не отменили:

— Директива как концептуальный документ своей актуальности не потеряла, а требует доработки в соответствии с духом времени или переноса основных концептуальных положений в новый законодательный акт.

Александр Рогачук также отметил, что ожидаемым и важным нововведением проекта новой редакции закона об обращениях граждан, безусловно, должно стать изменение правил подачи электронных обращений:

— Вопрос назрел давно.

Поэтому полагаю, что введение системы учета и обработки обращений граждан, единой по всей стране, позволит автоматизировать, унифицировать порядок подачи обращений, избавив госорганы от банального троллинга и подставных якобы заявителей, неравнодушных людей.

Очевидно, что контролировать и отлаживать одну систему проще, чем несколько сотен официальных сайтов организаций, где у каждого свое видение, как это делать.

Мэр Бреста обратился с просьбой поддержать инициативу, чтобы можно было оставлять без рассмотрения обращения не только с нецензурными выражениями, но и те, где есть угрозы жизни, здоровью, имуществу, побуждение к совершению противоправных актов. Это, по его мнению, позволит минимизировать траты времени и средств на профессиональных жалобщиков.

Опережающая подготовка

Успешное развитие Беларуси во многом определяется степенью доверия населения государству. Поэтому работа с людьми и для людей требует максимальной самоотдачи. Отсюда и соответствующие требования к подготовке кадров. Первый проректор Академии управления при ­Президенте Ольга Солдатова подчеркивает:

— Работа с населением, по сути, передний край государственной службы. Образно говоря, точка соприкосновения государства и гражданина. Здесь должен вестись конструктивный диалог и достигаться компромисс. Это требует максимальной готовности кадров к эффективной работе с населением и, что очень важно, стабильности кадрового корпуса.

Первый проректор указала на наличие проблемы сменяемости и профессиональной готовности кадров:

— С одной стороны, при подборе кадров на должности, предусматривающие работу с населением, надо учитывать готовность специалиста к этой деятельности. С другой — профессиональная подготовка таких специалистов должна быть опережающей либо осуществляться сразу после назначения на должность. Необходимо проработать вопрос о возможности включения в госзаказ на повышение квалификации соответствующих программ дистанционных форм обучения.

Кроме того, важно выработать механизм координации разработки программ повышения квалификации между Академией управления и иными образовательными организациями.

Ольга Солдатова озвучила результаты соцопроса, который академия провела в декабре 2021‑го. В нем приняли участие 461 представитель госорганов и организаций. Половина опрошенных отметила, что испытывает в разной степени недостаток юридических компетенций, практических и психологических навыков, специализированных знаний.

— Поэтому целесообразно пересмотреть периодичность повышения их квалификации. Она должна соответствовать реальной потребности. Система подготовки кадров должна также использовать возможности переподготовки. Уже сегодня можно включить специальные дисциплины в образовательные программы, которые реализуются не только в Академии управления, но и в иных учреждениях образования, — акцентировала Ольга Солдатова.

Для формирования действенного кадрового корпуса по работе с населением Академия управления с 2023 года открывает подготовку по специальности «социальные коммуникации в государственном управлении».

Еще одним действенным ресурсом в системе подготовки кадров должно стать их обязательное самообразование. Академия готова выступить своего рода ресурсным центром поддержки самообразования кадров по актуальным вопросам работы с населением.

Открытая трибуна

По уже сложившейся традиции на массовых дискуссионных мероприятиях с участием Главы государства в зале действует правило свободного микрофона. После выступления основных докладчиков слово предоставили всем желающим. Заявить свою позицию и мнение по вопросу первым вызвался депутат Тенгиз Думбадзе, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам.

Он поблагодарил ­Президента за выступление:

— Люди нам верят. Вы правы, с ними надо говорить. Могу заверить: все эти сложные времена мы были с людьми и сегодня остаемся там. Это непросто, но с людьми мы разговариваем. Как белорус с грузинской фамилией хочу сказать, что я всегда отстаивал и буду отстаивать нашу страну, потому что являюсь, как и большинство в этом зале, солдатом вашей армии.

Слово взял Александр Шпаковский, политолог. Обращаясь к белорусскому лидеру, он обратил внимание на одно упущение в информационной деятельности:

— В основном мы встречаемся с коллективами госорганизаций, с активом, с теми людьми, которые и так в той или иной степени охвачены государственной информационной политикой. Безусловно, общение с ними крайне важно. Вместе с тем у нас в обществе есть около 330 тысяч индивидуальных предпринимателей, 110 тысяч самозанятых, большое количество частного сектора, которые уже генерируют до 50 процентов ВВП нашей страны. Скажем прямо: категория эта непростая и проблемная. И она нашей информационной работой охвачена недостаточно.

Политолог предложил всем вместе подумать, как проводить информационную работу с этим типом людей. Особенно на фоне тех событий, которые происходят вокруг Беларуси, а также стремлении противника разжечь в них протестные настроения.

— Просто выстроить стену между нами и ими не получится. Нам необходимо и там искать подходы, как бы это ни было сложно. Развеивать их мифы, развенчивать протестные настроения и искать ответы на те проблемные вопросы, которые задаются.
Хотя зачастую эти проблемные вопросы во многом надуманные и не имеют под собой реальной основы, — подчеркнул спикер.

Глава государства отметил верность этого замечания.

Владимир Казбанов, заместитель директора благотворительного фонда имени Алексея Талая, воспользовался открытым микрофоном и пригласил Александра ­Лукашенко на открытие памятника «Живая память благодарных поколений». Более 100 тысяч белорусских семей принесли в фонд монеты, из которых в результате и сплавили памятный знак. Представитель организации сердечно поблагодарил ­Президента за поддержку благотворительных инициатив.

Проект «Память поколений» — яркий пример созидательной работы гражданского общества. Того самого, о котором говорил в своем выступлении белорусский лидер. Настроенного патриотично, желающего нашей стране только лучшего. Поэтому неудивительно, что местные власти откликнулись на инициативу и поддержали. Владимир Казбанов в беседе с журналистом «СБ. Беларусь сегодня» рассказал:

— Мы взяли на себя ту самую ответственность, о которой говорил ­Президент. И люди откликнулись. Памятник получил всенародное финансирование. А самое главное — мы объединили большое количество людей нашего общества. Потому что многие белорусские семьи, десятки тысяч, принесли монетки, которые попадут в сплав памятника. А это значит, что когда-то в будущем и дети, и школьники приведут туда своих детей и внуков. И памятник станет семейной реликвией.

Ошибка в бездействии, а не действии

Выслушав выступления участников мероприятия, Глава государства поручил Игорю Сергеенко в течение лета реализовать предложения, внесенные по результатам работы совещания. Александр ­Лукашенко обратил внимание на то, что многие из прозвучавших предложений очень верные и своевременные и в то же время достаточно простые для реализации, не требующие глобальных преобразований. Более того, их стоило давно претворить в жизнь. Отсюда настоятельная рекомендация белорусского лидера управленцам:

— Запомните: лучше, принимая решение, ошибиться (исправить можно всегда), чем вообще ничего не делать и чего-то ждать.

Мы не пропишем ни в законах, ни в указах, ни в директивах все случаи жизни и на все случаи жизни мы не пропишем механизм действия, методику. Да и не надо. Основа — чтобы это было справедливо.

Если нет законов, нормативных правовых актов — принимайте решение, на то вы и руководители: председатели гор- и райисполкомов, облисполкомов. Принимайте эти решения. Надо согласовать — один звонок, согласовали, и все. Действуйте. Ни в коем случае не сидите и не ждите, что само рассосется.

В финале мероприятия ­Президент обратился к парламентариям:

— Не забывайте, что Советы, областные, районные, сельские, — это ваша вотчина. Они бесхозными не должны быть. Не забывайте свое главное предназначение — вы, сенаторы, можете лучше, чем кто-либо, реализовать Советы. Это ваше святое дело. Кроме той основной работы, экспертной работы, которую вы ведете, — это очень важно.

А говоря о прошедшем семинаре-совещании, Глава государства предложил проводить его на регулярной основе. Еще более широким составом будет собираться Всебелорусское народное собрание, отметил Александр ­Лукашенко:

— Такое вот вече. Определенный штурм того или иного вопроса. И открытый разговор.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Игорь Сергеенко, Глава Администрации ­Президента, в беседе с журналистами:

♦ В основе всего должно быть внимательное, чуткое отношение к людям. Никакого хамства и формализма быть не должно. Даже если тебе плохо, даже если тебе встряхнули нервную систему — соберись, успокойся, сожми зубы и работай.

♦ Только в Администрацию ­Президента поступает примерно 2 тысячи жалоб, обращений в месяц. В год — 24 тысячи. Тенденция снижения есть (в последние два года мы это видим) не только в Администрацию и местные органы власти, Правительство, Парламент. В эту деятельность вовлечены многие государственные структуры, облисполкомы. Конечно же, основная ответственность за решение тех или иных вопросов ложится на местные органы власти. Потому что примерно 60 — 70 процентов всех обращений, которые поступают выше, возможно решить на местном уровне.

♦ Ряд проблем носят застарелый характер, которые касаются решения тех или иных вопросов: жилищно-коммунального хозяйства, дорог, с чем сталкиваются люди каждый день. В эту работу по решению проблем населения вовлечены практически все госорганы и депутатский корпус.

♦ Требование Главы государства — находить способных, креативных, патриотичных, профессионально подготовленных людей в регионах и приглашать их на работу, создавать условия. Порой эти люди — настоящие профессионалы, работяги — скромные, мы многих не замечаем. Общение с населением в регионах — это в том числе возможность поиска кадров. Мы подбираем людей и на работу в Администрацию ­Президента.

Просмотров: 153 | Добавил: Alex
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования