10:52 Ко Дню Конституции Республики Беларусь | |
Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года. Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:
Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность. В первом разделе Конституции "Основы конституционного строя" дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства. Во втором разделе "Личность, общество, государство" закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан. Третий раздел "Избирательная система. Референдум" закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов. В четвертом разделе "Президент, Парламент, Правительство, Суд" определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике. Пятый раздел "Местное управление и самоуправление" определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия. В шестом разделе "Прокуратура. Комитет государственного контроля" содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов - Прокуратуры и Комитета государственного контроля. В седьмом разделе "Финансово-кредитная система Республики Беларусь" устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Восьмой раздел "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения. "Заключительные и переходные положения" содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов. Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций. Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона. В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Разделы I "Основы конституционного строя", II "Личность, общество, государство", IV "Президент, Парламент, Правительство, Суд" и VIII "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" могут быть изменены только путем референдума. Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона. За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы. Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа. Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства. Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 89,3% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 74,3% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования. | |
Просмотров: 700 | |