Главная » 2017 » Сентябрь » 1 » "Открытый Диалог": Битва за молодежь: между информацией и пропагандой
21:33
"Открытый Диалог": Битва за молодежь: между информацией и пропагандой

В неформальной обстановке форума Олимпия-2017 эксперты, аналитики и государственные деятели обсудили роль новых и традиционных медиа, их влияние на общество и воспитание детей, рассказали о новых формах работы в интернете, а также возможных ограничениях, связанных с распространением деструктивной информации.

Борьба традиционных и новых СМИ

– Общая тенденция такова, что общественное мнение сегодня формирует, в первую очередь, интернет, – начала дискуссию министр информации Лилия Ананич. – В то же время, на Всемирном конгрессе русской прессы, прошедшем в Минске, отмечались иные тенденции. В США, Западной Европе брендовые, качественные издания и качественная пресса, наоборот, прирастают в тиражах.

– Поэтому хочу порадоваться, что динамично и стабильно развивается национальная пресса, – отметила министр. – Происходит конвергенция, и сегодня каждая медийная структура – это конгломерат, состоящий из интернет-сайта, страниц в соцсетях и печатной версии.

При этом в обществе и государстве идут процессы осмысления роли технологий, Александр Лукашенко неоднократно подымал вопрос о негативном влиянии интернета на молодежь.

– Сегодня сетевая активность высока, но этап насыщения будет постепенно сменяться этапом осмысления. Заходя в интернет, молодой будет четко ориентирован на определенный сегмент:  получить целевую, профессиональную информацию, найти друзей, обменяться мнениями, высказать точку зрения, – считает Л. Ананич.

– Мы же, как государственный орган, стремимся к тому, чтобы информация была объективной и достоверной. И я выступаю за интернет вдумчивый, который созидает, который дает знания, развивает экономику и двигает прогресс, – отметила министр информации.

Между пропагандой и информацией

Глава Центризбиркома Лидия Ермошина сместила фокус дискуссии в сторону информационного противоборства:

– Информация и пропаганда плотно прилегают друг к другу. Не бывает  информации без пропаганды, она всегда несет определенный посыл, в свою очередь, любая пропаганда несет некую информацию. Их невозможно разделить.

Более того, их мнимое противопоставление придумали западники

Все, что касается иностранных СМИ, проходит у них как источники информации. Пропаганда при этом всегда российская. Таким образом ведется борьба, утверждается, что белорусы якобы отравлены российской пропагандой.

Но любая информация несет посыл к действию либо бездействию, и уже в этом плане является пропагандой. В этом нет никакой опасности: люди, которые работают в области идеологии государства, должны заниматься пропагандой и использовать для этого качественные источники информации.

Сегодня мы ведем некий спор об опасности интернета. Между тем, как источник информации интернет имеет и занимает не большее поле, чем телевидение, за исключением, пожалуй, ряда бытовых вопросов. К примеру, вы не будете искать товар или услугу с помощью телевидения.

Но на данный момент интернет имеет главенствующее положение в качестве средства общения. Люди идут в сеть за коммуникацией, и интернет не является прямым конкурентом СМИ.

При этом все худшее распространяется именно через коммуникативные связи, а не через интернет-порталы. Сайты знают, что несут определенную ответственность, и достаточно взвешены в публикациях.

В свою очередь, когда используется социальная сеть, некие неизвестные люди с неизвестными взглядами могут дойти до любого лица – именно здесь существует неконтролируемая опасность. Их деятельность направлена против конкретных граждан, а не против государства. Речь о распространении суицидальных настроений, ложной информации, деструктивных взглядов, реклама ненужных товаров и услуг.

В этой сфере нужно работать, СМИ должны отслеживать данные источники, а давать соответствующие оценки публикациям в соцсетях. С одной стороны, критиковать их – означает делать рекламу. С другой стороны, они существуют вне правового поля.

Таким образом, информацию и пропаганду я никогда бы не разделяла. Это две методологии, которые выполняют похожие функции, только разными способами, – подвела итог Лидия Ермошина.

Сотрудник АТН Андрей Кривошеев добавил, что телевизор практически не уступает интернету за счет более простого, «шагового» доступа.

Телеведущий «Что? Где? Когда?», педагог Леонид Климович также считает, что пропаганда и информация тождественны.

– Это одно и то же. В нашем медиапространстве нейтральной информации нет, как и в любой другой стране.

Чтобы ознакомиться с пропагандой «в чистом виде», он предложил участникам Диалога прочесть книгу Марка Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира» (1992), ставшую в свое время бестселлером.

Ведущий Андрей Кривошеев отметил, что, согласно современной европейской социологии, основное большинство пользователей интернета, которые черпают там информацию, используют от 3 до 8 источников.

– Создаются ячейки, своего рода секты, где люди замыкаются на одних источниках информации, одной и той же подаче, одних и тех же авторах. Это тоже метод пропаганды, – считает А. Кривошеев.

Воспитание, сеть и запреты

Был задан вопрос о дифференцированном возрастном подходе: как объяснить разным возрастным категориям, что к информации нужно подходить критично и разборчиво?

Лидия Ермошина считает, что взрослый человек использует разные источники информации, и если он в чем-то ошибался, то быстро разберется сам.

– Главное, чтобы информация, которая является ошибочной, не была направлена во зло обществу либо конкретному человеку. Ее качество должны отслеживать официальные СМИ и давать оценку. В каждом конкретном случае можно предоставлять оппоненту иные источники информации

Начальник управления по делам молодежи Минобразования Наталья Пшеничная отметила, что значительно важнее формировать и прививать критичное мышление молодежи, что, по сути, входит в задачи Минобразования и Мининформации.

– Вопрос об ограничении доступа к порнографии, суицидальным группам неоднократно подымалась на совещания различного уровня. Существуют встроенные в ПО технологии родительского контроля, а МВД, к примеру, предлагает ограничить посещения ряда сайтов путем установки на детские устройства специальной программы. Но, к сожалению, запретные меры вызывают больший интерес, и проблема требует актуализации.

Виктор Сиренко, зампред Минского областного исполкома, член Совета Республики рассказал о законодательных мерах в отношении ряда сайтов. При этом он высказался о необходимости информационного мониторинга, чтобы собирать и обобщать конкретные материалы.

– Без сигналов общества, без понимания вреда и опасности, мы не можем использовать запретительные меры, – считает В. Сиренко.

Запретительные меры прокомментировала и Лилия Ананич:

– Законодательство суверенного государства распространяется на те ресурсы, которые базируется в государстве, но не за пределами страны.

Она подчеркнула, что общество рано или поздно придет к периоду осмысления интернет-контента.

– Не хорошо, когда дети с 3-5 лет проводят время в интернете. Очевидны пробелы в домашнем подходе к воспитанию, – считает министр.

Ранее Миниформ уже принимал ряд мер, в том числе маркирование печатной продукции. Была также инициатива обязать Интернет-ресурсы маркировать контент, но от нее отказались ввиду общей неэффективности.

– Необходимо запретить деструктивные сайты, суицидального и порнографического характера, сайты террористических организаций и др. Все, что разрушает личность, общество и государство, требует четких барьеров. Эта тема обсуждается не только в кабинетах власти, мы чувствуем запрос общества по письмам граждан, решениям судов о защите чести и достоинства, приказам, направленным на ограничение ресурсов. Но сайтов огромное количество, поэтому, в первую очередь, должно быть неравнодушным само общество.

Андрей Беляков, член Совета Республики, первый секретарь ЦК ОО «БРСМ», отметил, что на Открытом диалоге ранее уже подымалась данная тема.

– Детям нужно давать альтернативу. Родители часто не хотят заниматься воспитанием, им лень. Проще дать планшет, ребенок спокоен и проводит дни в комнате. Это типичная ситуация, которую необходимо переломить личным примером. Вариантов множество: спортивная площадка, секция, велопрогулка, поход в кинотеатр, на концерт, творчество, услуги музыкальной или художественной школы. Необходимо показать ребенку, что мир больше и ярче, чем экран планшета. Это должны делать, в первую очередь, родители. Они обязаны дать альтернативу ребенку, и ребенок, получая информацию, сможет рано или поздно выбирать контент самостоятельно.

Комментарии и троллинг

В рамках Диалога отдельно обсуждался вопрос о написании комментариев и искажении общественного мнения.

Лилия Ананич отметила, что не всякий позитивный комментарий пробивается на отдельные ресурсы.

– Если ставится деструктивная задача, то комментарий не будет пропущен. Достаточно типична ситуация, когда, к примеру, после выступлений Президента в течении нескольких часов интенсивно формируется негативный фон. Поэтому при изучении общественного мнения не стоит верить всем комментариям – обычно по срезу наглядно видно, какие цели ставили авторы тех или иных публикаций.

Вадим Гигин отметил, что технологически возможно массовое написание комментариев со стороны роботов, а комментирование из самовыражения превратилось в часть пропаганды.

– Существуют программные средства, которые позволяют вести не ручной троллинг, а руководить целым массивом ботов, которые формируют общественное мнение в соцсетях.

Лидия Ермошина предположила, что большую часть агрессинах комментариев пишут люди несостоявшиеся:

– Опираться на комментарии, как на объективное мнение, нельзя. Уверена, следующий Открытый Диалог будет посвящен этой теме. К сожалению, интернет-общение убивает культуру общения как таковую, в результате чего мы разучиваемся мыслить и говорить. Это страшнее любых направленных источников пропаганды, – отметила глава ЦИК.

Источник: opendialog.by

Просмотров: 525 | Добавил: Alex
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования