Главная » 2017 » Декабрь » 11 » «Открытый Диалог»: Волонтерское движение: с «Добрым Сердцем» – шаг вперед!
15:41
«Открытый Диалог»: Волонтерское движение: с «Добрым Сердцем» – шаг вперед!

К международному Дню волонтера мы сравнили деятельность волонтерских организаций у нас и на западе.

Больше всего волонтерству вредят социальные стереотипы: оно воспринимается как дармовой, принудительный труд. В то же время работать сверхурочно в офисе считается чуть ли не почетным.

Для прочих добрых дел не хватает либо рук, либо средств, но чаще всего – штаны мешают нет мотивации.

Открытый Диалог попытался разобраться – почему у белорусских волонтеров получилось?

Как у них

На Западе с благотворительностью связана целая коммерческая индустрия – это механизм, в который вовлечены журналисты, пиарщики и политики. Само собой, где есть день, там отработаны и всевозможные схемы и цепочки.

Например, под видом гуманитарной помощи реализуются неликвидные товары – допустим, налажен сбыт бесплатного продовольствия из США в Африку. Но вреда от такой помощи больше, чем пользы: дотации подрывают и без того слабую экономику, т.к. местные хозяйства не могут конкурировать с бесплатной гуманитаркой и разоряются.

Имеет экономическую подоплеку и деятельность «зеленых» организаций. Как правило, протестуют они против вредных и загрязняющих среду предприятий, для чего блокируют транспортные пути, привлекают общественность и т.д. Но хотя протест направлен против конкретных концернов и фирм, эффект от него минимальный. Скандалы, убытки, репутационный ущерб – все это приводит только к удорожанию конечной продукции для покупателя или ведет к переделу в отрасли. У любого предприятия есть конкуренты за рубежом и в стране, которые просто займут освободившуюся нишу на рынке. Зато рубить голову этой гидре престижно, почетно и хорошо оплачивается (со стороны тех же конкурентов).

Наконец, на западе очень популярны благотворительные фонды. По сути, это посреднические организации, которые собирают активистов, а затем ищут финансовых доноров (как правило, это коммерческие предприятия, которые заинтересованы в пиаре и хорошем имидже). Волонтеры в данном случае работают как бы на подряде за донорские средства, а фонд имеет свою долю как организатор, а впоследствии получает средства «за имя».

Поэтому мы пришли к выводу:

Чем инициатива локальней, проще и доступней – тем больше в ней искренности и пользы.

Волонтерство – как раз та сфера, где не надо гнаться за масштабом и пиаром.

Волонтерство в РБ

В Беларуси достаточно сильная социальная поддержка: действуют правительственные программы, которые финансируются из бюджета и принимаются на пятилетку. Благодаря им мы имеем неплохое образование, транспорт и медицину – все это составляет основу социально-ориентированной экономики.

В то же время, больницы, школы и другие бюджетные учреждения могут привлекать дополнительные средства за счет хозяйственной деятельности. Но ничего страшного в этом нет.

Есть известное высказывание о том, что «бесплатная медицина начинается с платных бахил. А платная медицина – с бесплатных бахил».

Именно поэтому шефская помощь оказывается в первую очередь медицинским и детским учреждениям. Но помимо средств, нужны и руки.  Так, огромную волонтёрскую и благотворительную работу проводит Белорусский детский хоспис: он оказывает помощь семьям на дому, предоставляет возможность отдыха, занимается социализацией тяжелобольных детей, ведет обучающую и издательскую деятельность.

Радует и то, что централизованный сбор средств для детей уже стал нормой в нашем обществе, а платный звонок и перечисление на расчетный счет позволяет избежать мошенничества. Между тем, еще не так давно средства собирали в переходах и по электричкам без всякого контроля, чем часто пользовались недобросовестные граждане. Сейчас ситуацию удалось переломить.

Также в Беларуси часто проходят благотворительные концерты, конкурсы, выставки, а процент от продажи билетов передается в больницы или детдома. Этим занимаются коммерчески успешные коллективы – например, музыкальные группы в рамках фестивалей.

Кроме того, каждый Новый год в республике проходит акция «Наши дети», во время которой  представители власти посещают детские интернатные учреждения, опекунские и приемные семьи, детские больницы, передают спонсорскую помощь и вручают подарки.

Но самый распространённый формат – это действия обычных людей, которые по своей инициативе собирают средства, одежду, книги, а затем передают их нуждающимся. Они же оказывают помощь бездомным животным, собирают по знакомым средства на еду, лечение и передержку. Они собирают помощь по друзьям и знакомым, и никакие посредники им не нужны, все делается своими руками и без лишнего пиара.

По схожему принципу работает и известный поисковый отряд «Ангел» – частная инициатива, направленная на поиск пропавших людей. У отряда нет никакого финансирования, он не представляет ту или иную организацию.

Но в массовом сознании, к сожалению, благотворительность понимается как поборы в школе на ремонты, подарки учителям и прочее (против чего неоднократно выступал министр образования), а волонтерство – как принудительное хождение на субботники.

Это и есть те самые «социальные стереотипы», которые больше всего вредят делу. Но на деле все не так.

«Доброе Сердце» и 35 тысяч волонтеров

Станица «Доброго Сердце» в соцсетях сообщает, что

«Мы, волонтеры, создаем и реализуем волонтерские программы, обучаем и подготавливаем волонтеров к работе с детьми и семьями. Занимаемся просветительской работой по формированию здорового способа жизни, профилактикой негативных явлений и вредных привычек среди детей и подростков, продвигаем традиции добровольчества и благотворительности в нашей стране»

Волонтеры оказывают шефскую адресную социальную поддержку ветеранам и инвалидам, одиноко проживающим пожилым людям; детям-инвалидам, сиротам, детям из неблагополучных семей; помогают восстанавливать и благоустраивать храмы, церкви и исторические объекты.

Интересно и то, что акции затрагивают разные целевые группы, сочетают спорт, творчество и другие популярные формы активности.

В чем преимущество «Доброго сердца» по сравнению с иными волонтерскими проектами?

Во-первых, БРСМ действует без посредников, силами самой организации. Можно придумать акцию или поддержать низовую инициативу, найти средства, оказать помощь своими руками, организовать школьников и молодежь – и все это собственными силами, не прибегая к дополнительно помощи.

Второе важное направление – массовая работа в регионах, широкий охват. Одно и то же мероприятие, проведенное в столице или в небольшом городе, будет иметь совершенно разный резонанс – как, например, акция «Восстановление святынь Беларуси».

Как отметил митрополит Павел: «Очень важно, что ребята приобщаются к духовным истокам. Они учатся творить, созидать, хотя начинают с простой уборки мусора».

Пионерская организация формирует мировоззрение ребят, которые участвуют в акциях и видят ее результаты. Лучший пример – это пример руководителя, а помощь, дружба, уважение к старшим – ценности на все время.

Волонтеры постарше знакомятся с реальной ситуацией на местах, что может впоследствии повлиять на  выбор его профессии. Наконец, полезны коллективные действия сами по себе полезны, это хороший опыт совместной работы.

В финансовом отношении важно то, что любая помощь распределяется адресно, конкретным учреждениям или лицам, а не посредническим организациям или фондам. С другой стороны, эффективная волонтерская работа позволяет привлекать и спонсорскую помощь от коммерческих компаний – к примеру, при организации массовых мероприятий.

Волонтерство и политика

Когда профсоюзы, «Белая Русь» и БРСМ провели субботники в Куропатах за кольцевой дорогой, часть оппозиционных сайтов выразила явное неудовольствие. Хотя лес был вычищен, убран, спилены старые деревья. Обычно оппозиционные активисты пиариться там два раза в год, а в остальное время вообще не покидают Интернета, уже не говоря про то, чтобы носить брвна.

При этом на сайтах не пишут, что БРСМ делает что-то хорошее, а якобы создает политическую массовку. То ли дело акции, где собираются исключительно борцы «за идею».

Правда, борцов этих совсем не густо. Если кто-то видел шествия в центре Минска, то замечал, что журналистов там больше, чем митингующих. А после того, как за участие стали давать штрафы, остатки массовости сошли на нет. Сейчас оппозиционная пресса даже не пишет о штрафах за массовые мероприятия, чтобы не распугивать оставшийся контингент.

Что касается «Доброго сердца», то волонтерская деятельность БРСМ полностью игнорируется оппозиционными СМИ – в интернете о волонтерах, которые работают бесплатно, ни сном ни духом. Наоборот, специально создается имидж проплаченной организации, а в отношении БРСМ пишутся тексты по шаблону со словами «идеологи», «массовка», «обязаловка» и др.

Зато в среде оппозиции пиарятся любые копеечные инициативы.

Например, как правозащитная организация написала письмо в Мингорисполком, после которого залатали яму на дороге. Это тоже отдаленно похоже на волонтерство. Но одновременно является и неплохим бизнесом, поскольку на самую обыденную деятельность можно получить грант, а многие зарабатывают просто на посредничестве, ничего не делая.

Для сравнения, в акции «Доброго Сердца» вовлекалось до 35 тысяч юношей и девушек. И зарплат никто из них не получал.

Задача БРСМ – организовать, показать пример, научить, а затем поощрить лучших. Так, многие ребята-волонтеры вошли в делегацию Беларуси и провели неделю на Всемирном фестивале молодежи в Сочи.

Вообще же, поездка в Сочи была интересна тем, что позволила изучить опыт работы молодежных структур в других странах.

Например, в России нет организаций, полностью аналогичных БРСМ или БРПО. Там действует грантовая система, где средства бюджета распределяются между общественными инициативами на основе конкурса.

К примеру, РИА Новости сообщают, что «российские волонтеры получили почти полтора миллиарда рублей в форме президентских грантов в 2017 году»:

«В ходе распределения президентских грантов есть 12 направлений, по которым эти гранты присуждаются. Как такового волонтерского направления там нет, но волонтерские организации представили свои проекты во всех этих направлениях, или в большинстве. И за две грантные кампании 2017 года волонтерские организации получили финансирование от президента (РФ) на сумму 1 миллиард 480 миллионов рос. рублей».

Т.е. в России, грубо говоря, тратят деньги на проведение субботников, которые у нас, наоборот, приносят прибыль.

И, как видим, масштабы финансирования там огромны – хотя БРСМ все равно постоянно упрекают якобы в дороговизне для бюджета. Так что все познается в сравнении.

Но конечная себестоимость любой деятельности – это вопрос не только КПД, присвоения средств, коррупции или каких-то иных причин. Российский опыт показывает, что нужно не просто помогать деньгами, а создавать условия для развития и поддержки волонтеров, чтобы у людей был стимул включиться в движение.

Без этого никакие денежные вливания не имеют смысла.

Важно не бюрократизировать, не пытаться загнать волонтерское движение в рамки, шаблоны, стандарты. Потому что волонтеры и добровольцы – это люди, которые по зову души занимаются этой деятельностью. Низкий им поклон!

ИСТОЧНИК: opendialog.by

Просмотров: 748 | Добавил: Alex
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования